На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Поболтаем

52 202 подписчика

Свежие комментарии

  • Елена Мамонова
    молодцы здоровья вам и успехов.Кадыров принял уч...
  • Бендер Задунайский
    Всё ясно , мы все умрем . Кто- то раньше , кто- то позже ...😜😱Скорость вращения...
  • lakmus
    Ну а что, нормально - они, устанавливают цены на российскую нефть (но, Россия не обязана продавать по ИХ цене), а РФ,...В МИД России оцен...

Авро Ланкастер - самый лучший и самым массовый тяжелый бомбардировщик Великобритании

В годы Второй мировой войны Великобритания и США являлись лидерами в области создания тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Обусловлено это было их географическим положением и военными доктринами применения авиации этих двух стран. Упор делался на уничтожение промышленного потенциала, Германии и ее союзников. Для этого требовались хорошо защищенные тяжелые бомбардировщики, способные нести внушительную бомбовую нагрузку на большое расстояние. В Англии проектировать подобные машины начали еще до начала войны в середине 30-х годов. В итоге на вооружение были приняты сразу три однотипные машины – «Стирлинг», «Галифакс» и «Ланкастер».

Из этой троицы первым на вооружение поступил «Стирлинг» – в августе 1940 года, затем в сентябре того же года «Галифакс» и самым последним со значительным опозданием «Ланкастер» – в 1942 году. Но именно изделию фирмы «Авро» суждено было стать самым лучшим и самым массовым тяжелым бомбардировщиком Великобритании.

«Ланкастер» появился на свет в результате перепроектирования неудачного тяжелого двухмоторного бомбардировщика «Манчестер» в четырехдвигательный вариант. В ходе испытаний «Манчестера» довольно быстро выявили ненадежность двигателей «Валчер», к тому же они недодавали заявленной мощности. Уже на этом этапе конструкторы стали разрабатывать альтернативные варианты с различными силовыми установками. Исследовалась и возможность установки большего количества двигателей – четырех «Мерлин».
Увеличение числа моторов по расчетам позволяло увеличить максимальную бомбовую нагрузку с 4694 кг до 6350 кг, запас топлива с 6435 до 8153 литров, дальность полета с 1930 до 3780 км, потолок машины более чем в два раза (у «Манчестера» он был неприемлемо мал – чуть более 3 000 м). Немаловажным фактором для бомбардировщика, предназначенного для дальних рейдов над вражеской территорией, была высокая надежность двигателей «Мерлин». Замена силовой установки производилась сравнительно просто: предполагалось оставить фюзеляж (с аэродинамической и конструктивной стороны «Манчестер» был удачным), хвостовую часть и центральную часть крыла с переделанными под «Мерлин» мотогондолами, смонтировав новые внешние части крыла увеличенного размаха под два дополнительных двигателя. Центроплан был усилен, добавили дополнительные топливные баки.

Новый четырехдвигательный самолет получил наименование «Ланкастер» и совершил свой первый полет 9 января 1941 года. Уже самый первый полет убедил конструкторов, что они находятся на верном пути. Полет будущей «легенды» английской бомбардировочной авиации мог и не состоятся. Не смотря великолепные расчетные характеристики самолета, над проектом сгустились тучи. От Министерства авиации в июне 1940 года были получены указания о прекращении работ по «Ланскастеру». Всему виною была подкаверная борьба конкурента фирмы «Хендли-Пейдж» – основного производителя бомбардировщиков «Галифакс».
Старые дружеские связи в высоких кругах помогли решить проблему и «Авро» получила заказ на постройку четырех прототипов «Ланкакстера». С октября 1941 года началось серийное производство самолета, закончившееся уже после войны в феврале 1946 года. «Ланкастер» стал самым массовым четырехмоторным самолетом Великобритании. Всего было выпущено 7 377 «Ланкастеров». Для сравнения «Стирлингов» было произведено 2 221 машина, «Галифаксов» - 6176. К концу 1943 году английская авиационная промышленность выпускала 91 бомбардировщик в месяц! По темпам производства тяжелый бомбардировщик уступал только истребителям «Харрикейн» и «Спитфайр». Это стало возможно благодаря продуманной в технологическом плане конструкции самолета. Он собирался из 36 крупных узлов, которые изготавливали большое количество субподрядчиков.

Всего самолет строился в четырех основных вариантах, с минимальными конструктивными изменениями. Это говорит о том, что он с самого начала был сконструирован удачно.

«Ланкастер» по сравнению с конкурентами имел больший радиус действия – 2670 км (при нагрузке 6350 кг) против «Галифакса» – 2027 км (5900 кг) и «Стирлинга» – 950 км (6350 кг).
Большим преимуществом бомбардировщика фирмы «Авро» был также его объемный бомбоотсек, позволявший нести 5448-кг бомбу Tallboy (а в специальном варианте 9988-кг Grand Slam). Выпуск "Ланкастеров" в 1942 г. быстро рос - с 23 в месяц в начале года до 91 в конце года. Он достиг пика в 260 самолетов в месяц в третьем квартале 1944 г. Из типов самолетов, строившихся в Великобритании, только "Спитфайр" и "Харрикейн" выпускались в большем количестве, хотя "Галифакс" превосходил "Ланкастер" по этому показателю до середины 1943 г.


К концу войны «Ланкастеры» практически полностью вытеснили «Стирлинги» и «Галифаксы» из частей дальних бомбардировщиков. К апрелю 1945 года «Ланкастерами» были вооружены 56 эскадрилий.


Первой боевой задачей для «Ланкастеров» стало побережья Германии в ночь с 3 на 4 марта 1942 года. По настоящему серьезное испытание бомбардировщики прошли 17 апреля 1942 года во время налета на завод MAN в г. Аугсбург в южной части Германии. Результаты получились не очень хорошими, если не сказать плохими, но впервые была продемонстрирована возможность выполнять полеты в глубь территории Германии, что имело пропагандистское значение и стало неприятным сюрпризом для немецкого командования.
К октябрю 1942 г. в 5-й группе было девять эскадрилий, летавших на "Ланкастерах". Все это соединение было использовано в другом дневном налете, произошедшем 17 числа этого месяца. В общей сложности, 93 самолета были посланы бомбить оружейные заводы Шнейдера в Ле-Крезо во Франции. Был потерян только один бомбардировщик. Перед концом года "Ланкастеры" впервые были направлены на цели в Италии, неся 1816-кг и 3632-кг бомбы вместе с "зажигалками" через Альпы для того, чтобы сбросить их на Геную и Турин. Точность бомбометания существенно повысилась с внедрением бортового радиолокатора H2S, предназначенного для навигационных целей и определения положения мишеней. Он располагался под полупрозрачным обтекателем под задней частью фюзеляжа. Впервые он был использован в августе 1943 г.
Наиболее захватывающей из всех операций "Ланкастеров" был налет на несколько плотин в Западной Германии, проведенный в ночь с 16 на 17 мая 1943 г. Названная операцией "Апкип", эта атака была разрешена Бомбардировочным командованием 26 февраля 1943 г. после предварительных испытаний уменьшенных наполовину экземпляров специального оружия, разработанного Б.Уоллисом из "Виккерс-Армстронг авиэйшн", которые показали, что имеется достаточно шансов на успех. Для налета были выбраны шесть плотин - Моне, Эдер, Сорпе, Эннепе, Листер и Швельме. Было приказано переоборудовать 20 "Ланкастеров" плюс три опытных. Оружие в окончательном виде представляло собой цилиндр диаметром 127 см, длиной 152 см и весом 4196 кг, из которых 2994 кг были взрывчаткой RDX.

Для того чтобы разрушить плотину, которая типично имела толщину у основания 34 м, сужавшуюся до 7,6 м на высоте 39,6 м, бомба взрывалась под водой у стенки плотины. Чтобы достигнуть этой цели, казавшейся недостижимой для авиационной бомбы или мины, Уоллис предложил идею раскрутки бомбы перед сбросом - так, чтобы она катилась по поверхности водохранилища до встречи со стенкой плотины, затем тонула и взрывалась от гидростатического давления на глубине примерно 9,1 м. С разрушением всех или нескольких плотин, которые являлись частью системы гидроэлектростанций, обеспечивающей энергией индустриальный Рур, появилась перспектива нанесения ему значительного ущерба, также как и давало немедленный эффект затопления долин ниже водохранилищ.
Месяц май был оптимальным для атаки - хранилища были полны. Несмотря на это, Бомбардировочное командование без энтузиазма отнеслось к перспективе отвлечения одной из боевых эскадрилий "Ланкастеров" на выполнение этой задачи и вследствие этого операция была поручена части, специально сформированной для этой цели 21 марта 1943 г.

"Виккерс" разрабатывала это оружие обозначавшееся как "тип 464" по системе, принятой в ее КБ. Конструкторы "Авро" передали первые чертежи на завод в марте 1943 г., где начали модифицировать "Ланкастер" под установку "типа 464". Модификация включала снятие створок бомбоотсека, т.к. оружие не могло полностью разместиться внутри, и демонтаж верхней турели для экономии веса. Бомба устанавливалась поперек самолета между двумя V-образными рамами. Круглые диски на концах этих рам были соединены с кольцевыми впадинами на торцах бомбы. Один из дисков приводился в действие ременной передачей от гидромотора, раскручивая бомбу перед сбросом до 500 об/мин.

При отсутствии створок бомболюка и верхней турели стало возможным использовать для раскрутки бомбы обычную гидросистему "Ланкастера" после уборки шасси. Из-за того, что задание должно было выполняться на малой высоте (сброс надо было осуществить примерно с 18 м над поверхностью воды), нижний пулемет был установлен на полу фюзеляжа за бомбоотсеком, с мягкой подстилкой, на которой стоял на коленях стрелок. В передней и задней части бомбоотсека были поставлены обтекатели. Были установлены специальные прицельные устройства - триангуляционный прицел, который использовал башенки на концах плотины для того, чтобы произвести сброс с требуемого расстояния в 366-411 м от цели и пара световых меток, которые совпадали на поверхности воды, когда самолет оказывался на требуемой высоте.
Уже к весне 1943 года Бомбардировочное командование регулярно проводило массовые налеты на объекты противника, в каждом из которых принимало участие более 200 бомбардировщиков «Ланкастер». Для экипажей бомбардировщиков это была тяжелая и опасная задача. Сравнительно невысокие скорости, небольшой потолок позволяли немецким истребителям и ПВО наносить существенные потери английским армадам бомбардировщиков. Наибольшие потери в одном налете англичане понесли в ночь с 30 на 31 марта 1944 года. При ударе по объектам Нюрнберга из 569 «Ланкастеров» и 212 «Галифаксов» было потеряно 104 тяжелых бомбардировщика (из них истребители сбили 55 «Ланкастеров» и зенитки еще пять), погибло 535 членов экипажей и 135 попали в плен.
 11 сентября 1944 г. 38 "Ланкастеров" I и III, с увеличенными бомбоотсеками, содержащими "Тэллбой", вылетели из Англии в Ягодник под Архангельском в Советском Союзе для подготовки налета на германский линкор "Тирпиц", стоящий на якоре в Альтен-Фьорде в Норвегии. Эта атака была проведена 15 сентября.
21 "Ланкастер" нес "Тэллбой", а шесть - противокорабельные бомбы. Были достигнуты попадания, но "Тирпиц" не утонул. Это было не первое применение "Ланкастеров" против кораблей: 27 апреля 1942 г., всего через шесть недель после начала боевой карьеры, "Ланкастеры", вылетевшие из Лоссмута, сбросили на "Тирпиц" в Тронхейме 1816-кг бомбы, но безуспешно.

В октябре 1944 г. "Тирпиц" перешел к о.Хаак вблизи Тромсе, попав в пределы досягаемости "Ланкастеров" из Великобритании. 9-я и 617-я эскадрильи были переброшены в Лоссмут для проведения второго налета на корабль в конце октября. Все "Ланкастеры" в этих частях теперь были оснащены "Мерлинами" 24, став таким образом B.I. На них были также сняты верхние турели, а в фюзеляже установлены дополнительные топливные баки, увеличившие общий запас до 10938 л. Были сброшены 32 бомбы "Тэллбой", но ни одна не попала в цель. Третий, успешный, налет был осуществлен 12 ноября опять "Ланкастерами" 9-й и 617-й эскадрилий; 28 из них сбросили бомбы на район цели. Два прямых попадания привели к опрокидыванию "Тирпица".

В общей сложности за годы войны в ходе 156 308 совершенных боевых вылетах были потеряны 3349 «Ланкастеров» (около половины от всех выпущенных на заводах). Отношение потерь к боевым вылетам составило 2,14% - самый низкий показатель среди всех британских бомбардировщиков. По статистике на один потерянный «Ланкастер» в среднем приходилось 132 т сброшенных бомб, а на один «Галифакс» - 56 т, «Стирлинг» - 41т.
Применение бомбардировщиков «Ланкастер» внесло весомый вклад в разгром гитлеровской Германии. На объекты противника было сброшено 618 612 т фугасных бомб (это 2/3 всех бомб, сброшенных британскими самолетами в период с марта 1942 года по май 1945 года.) и 51,5 млн. шт. зажигательных бомб.

Последние боевые вылеты «Ланкастеры» совершили в ночь на 26 апреля 1945 года, когда 107 бомбардировщиков нанесли удар по нефтебазе в норвежском порту Тонсберг.

А после войны «Ланкастер» начал осваивать вполне мирные специальности. Первоначально было принято решение использовать «Ланкастер» в качестве поисково-спасательного самолета на Тихом океане. Была специально для него разработана сбрасываемая надувная лодка «Уффа-фокс». Точнее, лодка первой модели была предназначена для «Хадсона» и «Уорвика», а вторая модель – для «Ланкастера».
Таким образом в модификацию ASR было переделано 120 самолетов.
Еще около сотни «Ланкастеров» были переделаны в разведчики GR.Mk.З, которые служили в патрульных эскадрильях в Атлантике и Средиземном море.


Разведчик мог также как ASR нести спасательную лодку типов Mk.II или Mk.IIa. Но «Ланкастер» GR.Mk.3 имел поисковый радар ASV III в обтекателе и не нес верхней турели. Один из этих самолетов-разведчиков служил в Школе морской разведки в Сент-Моугэне до 15 октября 1956 года, став последним «Ланкастером» в морской авиации Британии.


Еще одним послевоенным вариантом был «Ланкастер» PR.Mk.I. Это был полноценный самолет-разведчик, у которого в бомбоотсеке были установлены фотокамеры. И использовался он, соответственно, для аэрофотосъемки. Именно эти самолеты осуществляли фотосъемку территорий Африки для последующего картографирования с 1946 по 1952 годы.


В качестве бомбардировщика «Ланкастер» оставался на службе до марта 1950 года. А потом вместо него на службу был принял «Линкольн». Но довольно приличное количество «Ланкастеров» было приспособлено для совершения специфических операций. Эти самолеты, количество которых оценивается в две с лишним сотни, прослужили значительно дольше.


По имеющимся данным, последний «Ланкастер» был уволен из сухопутной авиации Королевских ВВС 1 апреля 1964 года.

После войны значительное количество самолетов было просто продано другим странам для переделки в транспортные, поисковые и прочие модификации. «Ланкастеры» несли службу в Аргентине, Египте, Франции, Алжире. У французов, в Новой Каледонии, один «Ланкастер» прослужил до 1964 года в качестве поисково-спасательного.
Самыми последними «Ланкастеры» были сняты с вооружения в ВВС Аргентины 7 июля 1966 года.
ЛТХ Lancaster Mk.III

Размах крыла, м: 31,09
Длина, м: 20,98
Высота, м: 6,19
Площадь крыла, кв.м: 120,80

Масса, кг
- пустого самолета: 16 753
- максимальная взлетная: 32 688

Двигатели: 4 х Rolls-Royce «Merlin 24» х 1 640 л. с.
Максимальная скорость, км/ч: 462
Крейсерская скорость, км/ч: 350
Практическая дальность, км: 4 312
Практический потолок, м: 7 468

Экипаж, чел: 7

Вооружение:
- 2 пулемета 7,69-мм в носовой турели
- 2 пулемета 7,69-мм в надфюзеляжной турели
- 4 пулемета 7,69-мм в хвостовой установке.

Бомбовая нагрузка:
- до 6 350 кг бомб или одна 9 979-кг бомба.
 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх